Страсти по фарфору

История фарфора - белоснежного и просвечивающего, хрупкого и нежного - восходит к глубокой древности.

Следы ведут в Китай

Многие поколения китайских гончаров пытались изобрести посуду, достойную древнейшего культа чая, возникшего в Китае еще 27 веков до нашей эры. До этого на Востоке лишь нефрит считался идеальным поделочным камнем, полупрозрачным и звонким, твердым и одновременно вязким.

Полторы тысячи лет назад свершилось чудо: из глины провинции Каолинь - каолина, смешанного с полевым шпатом, песком и слюдой, китайцы получили посуду с твердым и звонким черепком.

Путь в Европу

В XIII-XIV веках китайский фарфор с караванами купцов стал проникать в страны Среднего и Ближнего Востока и в Европу. Вскоре он становится предметом страстного интереса богатых и знатных людей. За китайские чаши и вазы отдавали целые состояния.

От коллекционеров не ускользнуло, что китайский фарфор различается по правившим династиям, каждая из которых представлена определенным декором. При этом сама форма - чаши, блюда, вазы - веками оставалась неизменной.

С начала XVI века производство фарфора освоили в Японии. Здесь не удалось добиться уровня китайцев в качестве черепка, зато украшения фарфора были наряднее и изысканнее.

Европейские монархи не оставляли попыток заполучить секрет производства фарфора. Засылались многочисленные шпионы, подкупались чиновники, переманивались мастера, но все было напрасно.

Арканиста на цепи

Переменчивая фортуна первой улыбнулась отнюдь не великим державам того времени - Франции, России, Британии или Австрии, а всего лишь Саксонии, ее курфюрсту Августу II Сильному (одновременно - польскому королю, 1670-1733).

Самой сильной его страстью были женщины и порцеллан - так называли фарфор на Западе. Сервиз китайского фарфора из 48 предметов он без особых колебаний выменял у прусского короля на полк драгун.

Дабы пополнить государственную казну, разоренную войнами и расточительством, Август держал взаперти в замке под Мейсеном молодого алхимика Иоганна Фридриха Беттгера, от которого требовалось получить для короля золото.
Но взамен золотых слитков мастер продемонстрировал однажды своему повелителю просвечивающую на свет чашку и глину, из которой она была изготовлена. “Вот, Ваше Величество, из чего делается порцеллан”, - сказал он королю.
Для Августа эти слова прозвучали иначе: “Вот из чего делается золото!” Беттгер умер молодым, а голубые мечи из герба саксонского курфюрста стали маркой мейсенского фарфора.

В 1744 году пришла пора России. С высочайшего соизволения Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге был основан Императорский фарфоровый завод. Выписали немца Хунгера. Фарфора он не получил, солидного жалованья не оправдал, четыре года спустя был отставлен от должности.

Завод вверили Дмитрию Ивановичу Виноградову, однокашнику Ломоносова по учебе за границей.

Первый русский фарфор - настоящий, с просвечивающим черепком - дело его рук.

В Санкт-Петербурге и в Севре

Появились и частные фарфоровые мануфактуры: Гребенщикова, Бахметьева, Волкова, Гарднера.

Фабрика Франца Гарднера успешно конкурировала с Императорским заводом. Начав в 1766 году, Гарднер уже через десять лет значился в поставщиках Двора. Ему заказывали орденские сервизы - Георгия Победоносца, Александра Невского, Андрея Первозванного и, позже, святого Владимира, предназначенные для угощения кавалеров этих орденов в торжественные дни ежегодных празднеств. В эти дни в Зимнем дворце накрывали “великолепный обеденный стол и при питии за здравие производились стрельбы с крепостных валов”.

Впечатляли и успехи французов. Королевская мануфактура (основана в 1745 году сначала в Венсенне, а потом в Севре) производила мягкий фарфор (иначе художественный, или фриттовый). Его изобрели еще в XVI веке во Флоренции.

Полновластным хозяином производства был род Медичи, откуда и другое его название - фарфор Медичи. Обжигают такой фарфор при более низких температурах, поэтому пластические детали получаются четкими, краски сохраняют яркость и свежесть, а белый фарфор приобретает приятные сливочные тона. Среди коллекционеров ценится фарфор Севра, датируемый XVIII веком.

Особую заинтересованность в делах Севра проявила маркиза де Помпадур, дама сердца Людовика XV, от природы наделенная художественным чутьем и отменным вкусом. Ее слабостью были цветы из фарфора. В замке Бельвю из них соорудили большую “оранжерею”. Не устоял и король, резиденцию которого украсили гирляндами из фарфоровых цветов.

Очень нарядным сделал фарфор Севра химик и живописец Элло. Он изобрел замечательные огнеупорные краски - “королевскую синюю” и “розовую помпадур”, видимо, названную так в благодарность маркизе за понимание и поддержку.

Отдадим должное англичанам

Их вкладом стал костяной фарфор, изобретенный в первой половине XVIII века. В состав фарфоровой массы они ввели пережженную кость, получив вещество, которое было тверже и белее мягкого фарфора. К тому же им удалось избавиться от высокотемпературного обжига. Честь изобретения костяного фарфора принадлежит Томасу Фраю из города Бау в Англии (1748 год).

Фарфоровая пластика

Повальным увлечением XVIII века была фарфоровая пластика. Без нее невозможно представить ни дворцовые апартаменты, ни скромный интерьер рядового буржуа.

В фарфоре тиражировали мифологических героев и здравствующих монархов, пас¬тушек и пастушков, солдат, генералов, экзотических птиц, обезьян и львов.

В Севре одним из ваятелей был Этьенн Фальконе, будущий автор Медного всадника в Петербурге при Екатерине Великой, которая заказала Императорскому заводу многофигурную серию “Народы России”.

Модели делали по рисункам из книги известного путешественника, этнографа и натуралиста И. И. Георги “Описание всех в Российском государстве обитающих народов, а также их житейских обрядов, вер, обыкновений, одежд, жилищ и прочих достопамятностей”.


Ким Буровик

Как выбрать направление коллекции

  • • Лучше отдать предпочтение русскому фарфору, тем более что и самих вещей больше, и информация о них полнее, да и тематика ближе.
  • Любопытная область коллекционирования - русский бытовой фарфор XIX века с назидательными пожеланиями типа “Пей, да дело разумей” или, например, с символикой цветов - “Гиацинт: любя, отнимаешь жизнь” и т. п.
  • Благодатная нива для собирателя - советский фарфор 1920-1940-х, особенно фарфоровая пластика и, так называемый, “пролетарский” фарфор.
  • Заманчивое направление - сувениры из фарфора. Очень популярна фарфоровая “обувь”, наперстки, колокольчики и т.д.
  • Несколько лет назад в Фонд культуры (тогда еще советский) передали французскую чашку первой четверти XIX века с надписью, из которой явствовало, что ее изготовили для одного из членов общества дружбы “Шесть поцелуев”, основанного 1 января 1822 года. Чем не задача для коллекционера: найти чашки других членов столь нежного общества?

Собирателям фарфора на заметку

  • Сначала определитесь, что собирать: декоративный фарфор, пластику (фигурки), посуду, сувениры или безделушки.
  • Обзаведитесь справочниками по фарфору, общими и специальными, марочниками по восточному, западноевропейскому и русскому фарфору.
  • Научитесь отличать штучную работу от массовой, уникальную - от серийной, живопись художника - от раскраски ремесленника или деколи.
  • Берегитесь подделок. Нелишне посоветоваться с экспертами.
  • Дома фарфоровый антиквариат лучше не двигать и лишний раз не беспокоить. Хранить его следует в закрытых стеклянных витринах.